Проезд:
Фотографии: Александр Богданов (9 мая 2011 г.)
***********************************
Расположен в центре большого древнего села (в 17 в. принадлежало князьям Прозоровским, в 1-й пол. 18 в. - графам Строгановым), на высоком левом берегу р. Ухтохма. Является композиционным ядром сельской застройки, доминирует в окружающем пейзаже. Состоит из двух храмов: холодной церкви Воскресения и тёплой - Николая Чудотворца, а также колокольни и церковно-приходской школы. Первый из храмов возведён в 1713 г., в 1751 г. к нему с севера был пристроен придел Покрова, а также трапезная. Видимо, одновременно была сооружена и отдельно стоящая колокольня, включённая в ограду. Никольская церковь строилась с 1791 г., но закончена была, судя по архитектурным формам, уже в 1-й трети 19 в. В 1906 г. построена церковно-приходская школа. К настоящему времени утрачены завершения обоих храмов и окружавшая их ограда. Все здания кирпичные.
Живописный комплекс со свободной асимметричной планировкой занимает участок, вытянутый своей южной стороной вдоль дороги. Господствующую роль играет крупный и нарядный храм Воскресения, стоящий в глубине территории. Возле его юго-западного угла возвышается ярусная колокольня, которая служит высотной доминантой комплекса и одновременно образует центр его южного "фасада": по сторонам от неё, вдоль дороги, расположены церковь Николая и небольшая одноэтажная школа (соответственно, справа и слева).
Березин, Добронравов, 1898, с. 224-225 ***********************************
Церковь Николая Чудотворца - небольшой храм в простых и несколько тяжеловесных формах позднего классицизма.
Невысокий одноэтажный прямоугольный объём вытянут по продольной оси и заканчивается с востока и запада более узким алтарным выступом с закругляющимися боковыми стенами и коротким притвором. В центре боковых фасадов расположены портики из четырёх полуколонн тосканского ордера на общем постаменте. Окна заключены в рамочные ниши с полочкой и нишей под проёмом. По верху стен проходит гладкая лента фриза; сохранились гнёзда крепления карниза.
Церковноприходская школа - скромное здание с декором в формах эклектики. Одноэтажный прямоугольный объём покрыт вальмовой кровлей. Края фасадов отмечены лопатками, две лопатки фланкируют вход с каменной лестницей в центре главного (южного) фасада, обращённого к дороге. По верху этого фасада проходит городчатый карниз, крепованный над лопатками. Прямоугольные окна не имеют декора.
Березин, Добронравов, 1898, с. 224-225 ***********************************
Церковь Воскресения - яркий памятник местной архитектурной традиции, продолжающей развивать формы зодчества 17 в. Основу композиции образует двусветный четверик с низким трёхапсидным алтарем. Он завершается ярусом наложенных на стену кокошников, над ними уступом поднимается заметно меньший по размеру квадратный пьедестал. Его стороны также украшены кокошниками; ранее он служил основанием кровли с пятью главами. С запада к четверику примыкает пониженный двусветный объём трапезной, значительно шире храма, с севера - небольшой придел с апсидой и западным притвором. Из-за понижения рельефа в сторону реки придел имеет подклет.
Углы четверика в верхнем свете отмечены тройными колонками, поставленными на нижние лопатки. В трапезную с запада и в четверик с юга ведут перспективные порталы с лучковыми архивольтами. По сторонам южного портала — два окна в наличниках с наборными колонками и лопастным завершением с килевидным острием в центре, такие же окна в апсиде. Окна второго света на боковых фасадах сдвинуты к западу и не совпадают с осями нижних; их наличники имеют коронообразное венчание на южном фасаде и в виде трёх "уголков" - на северном. Нижний ряд кокошников отсечён от остальной части стены крепованным карнизом с поребриком. В обоих поясах расположено по пять профилированных кокошников с килевидным подвышением. По краям фасадов трапезной поставлены лопатки, по верху проходит карниз с поребриком и бегунцом. Интересной особенностью фасадного декора здесь являются обрамления окон: боковые наборные колонки наличников первого и второго света объединены импостами с филёнкой между ними; верхние наличники завершены разорванными фронтонами с вогнутыми скатами.
Основной объём перекрыт сомкнутым сводом со световым кольцом барабана в центре, алтарный выступ - лотковым сводом с конхами над апсидами. Три проёма в северной стене храма ведут в придел, перекрытый сомкнутым сводом (в его притворе свод коробовый). В трапезной два столба поддерживают подпружные арки, на которые опираются крестовые своды ячеек.
Роспись маслом, сохранившаяся фрагментарно на стенах основного объёма и трапезной, выполнена в 3-й четв. 19 в. Хороший образец живописи, следующей барочным традициям. На боковых стенах храма роспись располагалась в четыре яруса (сохранилась на южной стене): в верхнем ярусе над окнами второго света в центре были написаны композиции в картуше, по краям - евангелисты; ниже в простенках - отдельные изображения святых; под ними — три сцены Страстного цикла ("Моление о чаше", "Уверение Фомы", "Умовение ног"), разделённые широкими полосками гризайльного орнамента-плетёнки; живопись в нижнем ярусе располагалась по сторонам дверных проёмов. На северной стене сохранились лишь изображения святых в простенках.
В трапезной на западной стене в два яруса помещены "Благословение детей", "Изгнание торгующих из храма" и редко встречающиеся сцены "Явление ангела во сне Иосифу" и "Избиение младенцев".
Колокольня - хороший образец характерного для рубежа 17-18 вв. типа построек, сочетающего древнерусские формы с новой ярусной композицией. Состоит из широкого четверика с проездом по оси "север - юг" и гульбищем вверху; над ними поднимается мощный двухъярусный восьмигранный столп (верхний ярус звона чуть меньшего размера), на который водружён небольшой сквозной восьмерик с купольной изогнутой кровлей (главка утрачена). Декор четверика (пучки из трёх полуколонок на углах, карниз с бегунцом и парапет гульбища с ширинками) по характеру аналогичен убранству Воскресенского храма. Первый восьмигранный ярус имеет на углах колонки, на середине высоты он перебит горизонтальной валиковой тягой; в глухом верхнем поле расположен своеобразный декор: двухступенчатые тяги образуют трёхлопастные арки с килевидным завершением на каждой грани, на которые опираются округлые лопасти, сходящиеся к угловым колонкам. Ярус звона прорезан лучковыми архивольтами и небольшим килем в центре; под звоном проходит пояс ширинок. Малый восьмерик завершается карнизом с сухариками.
Проезд в четверике перекрыт коробовым сводом; в узком помещении с востока находится лестница на гульбище. Перекрытия ярусов столпа деревянные.
Березин, Добронравов, 1898, с. 224-225 ***********************************
Ансамбль храмов Воскресения Христова и Николая Чудотворца
(Ивановская область, Лежневский район, село Воскресенское)
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 579-582
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 579-582
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 579-582
Ансамбль храмов Воскресения Христова
и Николая Чудотворца
(село Воскресенское)
Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне
|
|